Титова О.В.
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ
лицей №3,
Волгоград, ул. академика Богомольца 7а, 400033
Аннотация. В статье рассматривается методика создания логических задач по информатике. Методика позволяет создавать логические задачи, содержащие два класса объектов по четыре элемента каждого множества классов.
Ключевые слова: информатика, логические задачи, методика создания задач.
Введение.
Решение логических задач по информатике способно развивать логическое мышление школьников. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня развития, глубины освоения учебного материала [1]. В учебниках по информатике в каждом классе содержится 2-3 логические задачи. Этого количества недостаточно для отработки умения решать задачи. Учителю необходимо иметь 12-15 различных вариантов логических задач. Методики создания логических задач в методической литературе не содержатся.
Таким образом, актуальной задачей является разработка методики создания логических задач.
Методика создания логических задач. В работе рассматриваются задачи, содержащие два класса объектов по четыре элемента. Между элементами множеств каждого класса устанавливаются взаимно однозначные соответствия.
Установлено необходимое и достаточное количество частноутвердительных и частноотрицательных суждений в логической задаче. По соотношению частноотрицательных и частноутвердительных суждений определено четыре типа логических задач (табл.1).
Таблица 1
Типы логических задач
№ типа задачи |
Количество частно-утвердительных суждений |
Количество частно-отрицательных суждений |
1 |
3 |
0 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
4 |
0 |
6 |
Разработана методика создания частноотрицательных и частноутвердительных суждений логической задачи.
Шаги методики создания суждений.
Например, тип задачи №3 из таблицы 1. Суждений четыре: одно частноутвердительное и три частноотрицательных. Для создания суждений используется таблица, аналогичная поиску решения задачи. Только в ячейках таблицы ставим 1, в случае частноутвердительного суждения, и -1, в случае частноотрицательного суждения.
- Первое частноутвердительное суждение выбирается произвольно из 16 возможных ситуаций (16 пустых ячеек).
- Следующее частноотрицательное суждение выбирается из 9 возможных клеток, исключая столбец и строку, в которой стоит 1.
- Следующее частноотрицательное суждение выбирается относительно первого частноотрицательного суждения таким образом, что находится в одной строке или в одном столбце с предыдущим.
- Третье частноотрицательное суждение выбирается таким образом, чтобы в одной строке (столбце) было по две -1.
Методика создания текста логической задачи использует методику создания частноотрицательных и частноутвердительных суждений.
Шаги методики создания текста задачи.
- Придумать ситуацию реального мира.
- Выделить два класса объектов.
- Задать по четыре объекта в каждом классе.
- По таблице 1 выбрать тип задачи.
- Составить таблицу.
- Придумать суждения по методике создания суждений.
- Определить названия объектов каждого класса. Вписать названия в таблицу.
- Выписать получившиеся суждения из таблицы.
- Литературно оформить текст задачи.
- Решить задачу табличным методом и получить ответ.
Заключение.
Методика создания логических задач позволит учителям информатики создать логические задачи и новые типы заданий для школьников. Например: составить новую задачу; проверить правильность текста логической задачи.
Литература:
1. Самылкина Н.Н. ЕГЭ 2014. Информатика: тематические тренировочные задания / Н.Н. Самылкина, Е. М. Островская. – М.: Эксмо, 2013. – 96 с.
Информер последних комментариев
21:41, 06.11.2016
20:21, 10.10.2015
14:24, 30.03.2014
14:23, 30.03.2014
19:31, 13.03.2014
19:28, 13.03.2014
19:39, 10.03.2014
18:19, 16.02.2014
16:34, 16.02.2014
11:37, 04.01.2014